11111.jpgИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

Современная избирательная  система России ведет отсчет своего существования с тех дней, когда серьезному испытанию подверглась вся система политического представительства. Избирательная комиссия Ивановской области была сформирована еще в 1989 году, тогда в ее состав вошли 15 человек. С этого времени и до 2000 года облизбирком возглавлял Николай Ефимович Зиновьев. Заслуженный юрист России, он долгое время  бессменно руководил кафедрой конституционного, административного и финансового права юридического факультета Ивановского государственного университета. В непростые годы перестройки и становления новой демократической России областная избирательная комиссия успешно организовывала проведение выборов  в Ивановский областной Совет народных депутатов СССР и РСФСР, первого президента РСФСР, референдума по вопросу сохранения Советского Союза, выборов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации первого созыва, всенародного голосования по принятию Конституции Российской Федерации, выборов депутатов Законодательного Собрания Ивановской области первого созыва/

В 1995 году началось формирование аппарата облизбиркома.

В 1993–1994 годах областная избирательная комиссия осуществляла полномочия на общественных началах в соответствии с Положением об Избирательной комиссии Ивановской области от 23.12.1993 № 270.

Законом Ивановской области от 01.06.1995 № 15-ОЗ за облизбиркомом был закреплен статус самостоятельного государственного органа Ивановской области с правами юридического лица и функционированием руководства на постоянной основе. В 1999 году  вступил в действие Закон Ивановской области от 20.05.1999 № 18-ОЗ «Об избирательной комиссии Ивановской области», который в обновленной редакции действует до настоящего времени.

В 2000 году председателей Избирательной комиссии Ивановской области избирается Евгений Иванович Глазков, а в историю выборов первый год XXI века вошел как год досрочных выборов Президента Российской Федерации. Впервые  в России передача высших властных президентских полномочий другому гражданину произошла на основе прямого народного волеизъявления, что подтвердило незыблемость  демократического порядка власти. Сложившаяся система избирательных комиссий стала неотъемлемым государственно-правовым институтом Российской Федерации.  С этого времени работа Избирательной комиссии Ивановской области была организована на основе распределения обязанностей между членами с правом решающего голоса по направлениям ее деятельности. За каждым из членов комиссии было закреплено кураторство деятельности подчиненных территориальных избирательных комиссий и окружных избиркомов.

В 2003 году был принят Закон Ивановской области от 27.06.2003 № 60-ОЗ «О выборах», ставший основополагающим при проведении региональных и местных избирательных кампаний.  При Избирательной комиссии Ивановской области была образована контрольно-ревизионная служба, задачей которой является контроль финансовых потоков избирательных комиссий, избирательных фондов и фондов референдума, проверка финансовых отчетов и др.Также были созданы рабочая группа по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации и рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. В состав рабочих групп комиссии вошли помимо членов комиссии с правом решающего голоса опытные эксперты. Такой подход и по сей день позволяет Избирательной комиссии Ивановской области принимать мотивированные решения по самым сложным вопросам.

С 2005 года Избирательную комиссию Ивановской области возглавлял Виктор Владимирович Смирнов. Под его началом велась работа по приведению регионального избирательного законодательства в соответствие с федеральными законами, совершенствовалась законодательная основа для проведения выборов и референдумов в регионе. Законотворческая работа стала более плодотворной и качественной в связи с наделением Избирательной комиссии Ивановской области правом законодательной инициативы.

Облизбирком, используя свое право законодательной инициативы,  принимал активное участие в совершенствовании  регионального избирательного законодательства, Устава Ивановской области и иных нормативных правовых актов, определяющих формирование органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления. Во взаимодействии с последними велась работа по совершенствованию уставов муниципальных образований с целью закрепления в них избирательной системы, применяемой на выборах в органы местного самоуправления.

Произошли перемены и в аппарате областной избирательной комиссии, в его штат были включены 30 системных администраторов комплекса средств автоматизации  территориальных избирательных комиссий в Ивановской области. Это, безусловно, был обоснованный шаг по укреплению избирательной системы региона.

В избирательный процесс стали внедряться современные информационные технологии. Произошло техническое переоснащение технологического оборудования – кабин, стационарных и переносных ящиков для голосования. В марте 2008 года на выборах в Ивановской области впервые были использованы КОИБы (Комплексы обработки избирательных бюллетеней). В 2012 году выборы проходили с использованием возможности online-трансляций с избирательных участков посредством установки камер видеонаблюдения.

В настоящее время в Избирательную комиссию Ивановской области входят 12 человек с правом решающего голоса. У большинства из них – высшее юридическое образование. Комиссия этого состава провела избирательную кампанию по выборам депутатов Государственной Думы шестого созыва, Президента РФ, депутатов Ивановской областной Думы шестого созыва.

 

Избирательная кампания по выборам депутатов Ивановской областной Думы шестого созыва 8 сентября 2013 года стали новым этапом развития избирательной системы в новых политических и законодательных условиях.

Впервые были реализованы в Ивановской области нормы федерального избирательного законодательства о едином дне голосования во второе воскресение сентября.

Избирательные участки были впервые были образованы на весь избирательный цикл выборов во все органы государственной власти и местного самоуправления. Избиратели более не будут испытывать неудобств с поиском помещений участковых избирательных комиссий и помещений для голосования.

Участковые избирательные комиссии впервые были сформированы на 5 лет, что обеспечило стабильность кадров, профессионализм членов участковых избирательных комиссий.

Общее число членов УИК с правом решающего голоса 776 УИК составило 7061 человек. Для сравнения - на выборах Президента РФ 4 марта 2012 года на территории Ивановской области было сформировано 717 УИК, в состав которых вошло 6 362 человека. По предложениям политических партий 4 090 человек (57,92%), по предложениям общественных объединений 2039 человека (28,8%) . По сравнению с выборами Президента РФ в марте 2012 года эти цифры возросли в разы.

Особенностью кампаний стала особая подготовка членов участковых избирательных комиссий, выразившаяся в индивидуальном подходе, системности обучения, дистанционных формах. В распоряжении каждого члена УИК были учебные пособия, разработанные избирательными комиссиями субъектом, в том числе и Избирательной комиссии Ивановской области.

Особой формой обучения членов УИК стало дистанционное обучение, организованное Избирательной комиссией Ивановской области совместно с территориальной избирательной комиссией Шуйского района и Шуйского филиала ИвГУ. Каждому члену УИК было обеспечено  получение всех необходимых знаний, материалов, необходимых для профессионального исполнения своих полномочий. Могу отметить, что партии впервые не обращались в облизбирком с предложением провести обучение представителей партий в избирательных комиссиях.

Особая заслуга в организации обучения членов УИК принадлежит председателям территориальных комиссий и главам администраций, обеспечивающих участие членов УИК в вебинарах.

Впервые мы использовали Закон Ивановской области «О выборах депутатов Ивановской областной Думы», принятый еще четыре года назад. Нынешняя кампания подтвердила правильность многие положений этого закона. Например, избирательные объединения, определяя порядок размещения кандидатов в областном списке кандидатов, разбивают его на общеобластную часть и региональные группы кандидатов. Региональная группа должна соответствовать территории одного одномандатного избирательного округа: избиратели теперь голосуют не только за партию, но и кандидата из списка этой партии, которого они знают. Кандидаты от партийных списков вынуждены не прятаться за спиной партийных лидеров, а принимает на себя всю партийную работу в соответствующем одномандатном избирательном округе. Для нас стало очевидным, что избиратели предпочитают голосовать за конкретного человека. Вместе с тем, уровень проведения выборов стал настолько высок, что одному человеку недостаточно ресурсов для предвыборной гонки.

Впереди нас ждут выборы Губернатора Ивановской области и муниципальные выборы.  Члены избиркомов должны пройти обучение и в 2014 и в 2015 годах, чтобы выработать у себя необходимые навыки безупречной работы на выборах с умением разрешать любые неожиданные ситуации, которые могут возникнуть по умыслу или случайно.

Избирательная комиссия Ивановской области издала достаточно много консультационной и методической литературы для членов избирательных комиссий и представителей партий. Экземпляры этих изданий вы могли посмотреть в фойе. И в дальнейшем мы намерены издавать соответствующую литературу в большом количестве с тем, чтобы ни у кого не возникало проблем со знанием избирательного законодательства и избирательных процедур.

Одной из актуальных задач будущей кампании остается явка избирателей. Именно с этой целью перед выборами депутатов Ивановской областной Думы было увеличено количество избирательных участков. Для решения дополнительных задач, членам комиссии необходимо найти персональный подход к каждому избирателю.

Большую роль в повышении явки избирателей играет информационно-разъяснительная деятельность, выражающаяся, в частности, в доведении до избирателей информации об избирательной кампании, кандидатах, сроках осуществления избирательных действий, правах избирателя.

Среди направлений ИРД хотелось бы выделить наружную рекламу, включая баннерные конструкции, размещение информации избиркомов на телевидении, радио, в государственных СМИ. Особенно необходимо отметить работу администраций, особенно администрации города Иванова, в предоставлении площадей для информационных материалов избирательных комиссий. Надеемся, что в дальнейшем мы также будем пользоваться поддержкой администраций в информировании избирателей.

Нельзя не отметить положительную роль сотрудников органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности и законности проведения публичных мероприятий. Не секрет, что некоторые политики пытаются использовать нарушение законы в своих интересах, создавая дешевую популярность, незаконно распространяют агитационные материалы, в том числе размещая их на  объектах без разрешения собственников, портя чужую собственность. В этих условиях достойно показали себя сотрудники полиции, преградив хаотичное распространение незаконной агитации. За это - наша особая благодарность и надежда на дальнейшее тесное сотрудничество.

Следующая особенность прошедшей избирательной кампании - это резкое увеличение количества избирательных объединений.

53 партии стали избирательными объединениями и могли принять участие в указанных выборах. Однако  их политическая активность еще недостаточна для формирования политической воли населения Ивановской области и муниципальных образований. Только 22 партии смогли принять участие в выборах. Из них всего 10 вели более менее видимую агитационную деятельность.

Разрыв между партиями, принявшими участие в распределении мандатов, и иными партиями за голоса избирателей весьма очевиден, что свидетельствует об отсутствии у избирателей устойчивого представления о партиях, участвующих в выборах.

Избирательная кампания была организована на высоком безупречном уровне. Количество жалоб было минимальным. Никто не пытался обжаловать итоги голосования и результаты выборов. Главная заслуга в этом принадлежит членам избирательных комиссий.

Благодарю вас за работу.

В целом в ходе всех прошедших избирательных кампаний сформировался профессиональный коллектив организаторов выборов, сделавший главной целью своей деятельности ценности демократии. Авторитет избирательной системы в глазах российских граждан стал главной задачей в работе членов Избирательной комиссии Ивановской области.

 

 


Возврат к списку